Творческий отчет по итогам реализации программы экспериментальной работы по теме "Формирование гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа» прошел в МОУ СОШ с. Кивать17 апреля 2015года.
Педагогический коллектив работал над данной темой три года. Педагоги и школьники за данный период принимал участие в творческих конкурсах, семинарах, конференциях. Организация работы по изучению национальных традиций мордовского народа проходит с участием не только родителей, но и жителей села, которые с удовольствием демонстрируют свои умения и творческие способности.
В творческом отчете принимали участие Скворцова И.В., научный руководитель МОУ СОШ с. Кивать, кандидат педагогических наук; Скворцов Андрей Александрович - декан факультета управления и экономики УлГПУ им. Ульянова, кандидат философских наук; Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент факультета дополнительного образования УлГПУ, член областного экспертного Совета; Суркова М.В., старший инспектор МУ «Управление образования» МО «Кузоватовский район», директора и учителя эрзянского языка МОУ СОШ с. Еделево, с. Томылово, с. Кузоватово.
В школе были оформлены тематические выставки.
Церемония открытия мероприятия началась с калейдоскопа мастерства, на который были приглашены многочисленные гости.
В рекреациях школы были оформлены выставки:
- методической литературы, печатный материал педагогов школы Бозоровой Е.И. учителя истории и обществознания, Кочаевой А.П. учителя начальных классов, Лютиной В.Ф. зам. директора по УВР, учителя гегорафии, Левшановой Н.В. зам. директора по ВР, учителя по технологии;
- детских рисунков «Родной край глазами детей», «Пасха радость нам несет» подготовлена учителем ИЗО Дюлиной В.В.;
- фотографий «Родной край» подготовлена учителем немецкого языка Суходеевой В.И.;
- конкурс сочинений «Мой край родной» подготовлена учителем русского языка и литературы Кочкуровой Е.В.
Вниманию гостей были предложено познакомиться с генеалогическими древами семей учащихся Почанина А. (9 класс), Адволоткиной В. (9 класс) и др.
Открытие мероприятия началось с калейдоскопа мастерства, на который были приглашены: человек -энтузиаст, который долгие годы работал по возрождению народной культуры и в данный момент, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает болеть душой за свою культуру Кошмина Л.М. Она познакомила всех присутствующих со своим творчеством: поделками,0 связанными спицами и крючком, здесь можно было увидеть кофты, платки, носки, пинетки, игрушки. Людмила Михайловна рассказала стихи собственного сочинения.
Культорганизатор СДК с. Кивать Кузьмина Н.Н. продемонстрировала своё искусство. Изделия Натальи Николаевны приводят в восхищение: кофты, юбки, пальто, береты и многое другое.
В разговоре о сохранении традиций важную роль играет национальная кухня. «Хлеб всему голова» так назывался фильм, в котором показан процесс приготовления хлеба, пачалксе (блины в печке), ламбамо сюкоро (сладкая (скорая) булка ) в печи.
Буртасова Л.В., технический работник, провела мастер-класс приготовление национального блюда каймака
Учитель технологии Левшанова Н.В. показала, как в школе на уроках технологии сохраняются народные традиции. Мордва славятся своим умением работы с деревом. Мальчики 8 класса изготовили сувениры: храм с. Кивать, карандаш, которые подарили гостям на память.
Девочки на уроках технологии учатся шить, плести корзины, изучать технику квилинг. В зале была представлена выставка поделок, и все желающие могли научиться данным техникам.
Буртасова В.И., музыкальный руководитель дошкольной группы «Родничок», пригласила малышей в путешествие по мордовской народной сказке «Девушка-берёзка». Вместе с музыкальным руководителем ребята под мордовскую песню зашли в сказочно оформленный зал. Во вступительной части ребята поделились своими фантазиями о «сказке». В течение всего представления работали две авансцены: мордовская изба, сказочный лес. Дошколята слушали народную музыку и смотрели инсценирование, водили хороводы, исполнили танец с ложками.
Главные роли исполняли: Дед - Шибаев Никита; Баба - Нуштаева Алина, старшая дочь - Айдашкина Наталья, младшая дочь - Адволоткина Виктория, музыканты - Почанин Александр и Нуштаев Александр.
Все герои отлично справились со своими ролями. Гости мероприятия высоко оценили творческое мастерство ребят.
Проводя это мероприятие, Валентина Ивановна ненавязчиво довела для гостей и для детей – почему, нужны старинные песни, обряды, праздники, сказки. Это всё – частица высокой, духовной культуры нашего народа, история всей его жизни, претворённая в изумительных по красоте музыкально-поэтических образах.
Дошколята вновь убедились, что добро побеждает зло. Всех людей объединяет стремление к добру и справедливости.
Разнообразное по содержанию и формам работы занятие по изучению эрзянского языка, посвященное «Весне», провела учитель начальных классов, эрзянского языка Кочаева А.П..
Это комбинированный урок: учащиеся повторили, закрепили ранее изученные знания, познакомились с новым материалом.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Их природная любознательность располагает к усвоению всего нового. На уроке учащиеся активны, внимательны, были использованы разные виды работ: фронтальная, работа в парах, работа с текстом.
Дети хорошо владеют эрзянским языком, свободно отвечают на вопросы учителя, рассказывают стихи и поют песни на родном языке.
Очень необычно была проведена физминутка.
На протяжении всего урока формировала чувство патриотизма и любви к своей малой Родине и языку, нам котором говорят.
В спортивном зале прошли спортивные состязания «Тюштянь налксемат» (игры Тюшти) Лютин А.И., учитель физической культуры.
Игры начали ведущие, которые поведали легенду о Сила Мурзе.
Сила Мурза был активным участником военных походов Ивана Грозного против непокорной Казани. Когда Казань пала, то земли ханства вошли в состав Российского государства и были взяты правительством на учёт.
Сила Мурза не имя, а прозвище. В действительности его звали Надей Митрич. Свое прозвище он получил в связи с тем, что Мурза – младший татарский чин, видимо соответствовал русскому чину, который имел Надей Митрич.
Стремясь показать свою мощь, Надей срыл дерн земли площадью 1 кв. м. и, подняв ношу над головой, принялся шагом устарять территорию. С тех пор и величают его Силой Мурзой. За доблесть и мужество, безотказную службу отечеству и царю, он был награждён тремя царскими палицами. Одна из них и по сей день находится у верующих сельчан.
Сила, ловкость, сноровка всегда ценилась среди эрзян. Крепкими физически были всегда наши прадеды, деды и отцы.
Провели игры Тюшти, старинные мордовские испытания. В этих играх выбрали самого сильного мальчика.
Учащиеся состязались:
Перетягивание палки (сидя на полу, упор ступнями об доску, кто кого перетянет)
Перетягивание с захватом за кисть или палец (стоя на трех пеньках, кто кого перетянет.)
Наматывание веревки (на концах зафиксированы палки, середина отмечена, кто быстрее намотает веревку на палку.)
Держание палки пальцем, острым концом надо удержать палку дольше всех. Так же состязались в «Катание пасхальных яиц» (пасхальные яйца выстраивают в один ряд и с помощью тряпочного мяча сбивают их.), «Метание набивного мяча» (5 кг. метание на дальность.), « Поднимание бревна» ( кто больше поднимет кол-во раз.). В ходе состязаний были выбраны самые сильные и ловки. Победителям вручены медали, самый сильный награжден медалью «Сила Мурза».
В ходе состязаний были выбраны самые сильные и ловкие. Победителям вручены медали, самый сильный награжден медалью «Сила Мурза», им стал учащийся 5 класса.
В 8, 11 классах проведён час здоровья «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно» (интегрированный). Подготовили и провели данное мероприятие учитель биологии Дюлина В.В. и учитель математики Лютина В.Н. Многочисленные легенды и песни, дошедшие к нам из глубины веков рассказывают, что мордовский народ всегда обладал несокрушимой силой, мудростью, хитростью и даже волшебством, очень хорошо был обучен воинскому искусству. И, как следует из этих рассказов, мордва очень заботились о своём здоровье, что позволяло им быть такими сильными. Поэтому разговор состоялся о сохранении и укреплении здоровья. Учащиеся расширили свои знания об отрицательном воздействии на организм вредных привычек (табакокурения) с помощью двух наук – биологии и математики, систематизировали знания о факторах, оказывающих влияние на здоровье человека. Эти две науки помогли ребятам оценить жизнь и задуматься о её сохранении ещё смолоду. Ребята ознакомились с формулой здоровья, которая выведена учёными и из которой следует, что на 50% здоровье человека зависит от образа жизни. По данным статистики, в России ежегодно умирают около трехсот тысяч человек, употребляющих сигареты, а в мире - 5 миллионов. Их болезни, по мнению врачей, напрямую связаны с курением. Ребятам были предложены задачи, связанные с влиянием табакокурения на состояние организма, на его здоровье, которые они увлечённо решали.
Применяя математические знания, ребята сумели определить:
- какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства;
- содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете;
- сколько дополнительных ударов делает сердце курильщика за сутки?
Это позволило учащимся задуматься о том, что каждый человек имеет выбор: испортить себе жизнь или сохранить её.
Не зря президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил 2015 год Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В Ульяновской области разработан соответствующий план мероприятий. Как заявил министр здравоохранения нашей области Павел Дегтярь, новый проект «Шаги к здоровью» станет одной из его составляющих, что позволит повысить мотивацию ульяновцев к поддержанию здорового образа жизни».
Всех гостей пригласили на большой праздник «Пасха», который разработала учитель начальных классов Еремина О.И.. Она смогла заинтересовать педагогов школы, родителей и главными помощниками были ученики 1 класса. В ходе подготовки к мероприятию дети опросили своих родственников о традициях и поверьях, связанных с пасхой, провели исследование и узнали, почему на пасху красят яйцо, Фионова О.И. провела мастер-класс по покраски яйц. Во время праздника разыграли празднование пасхальной недели: пели, плясали и играли в игры с пасхальными яйцами. Дети участвовали в мастер – классах, показывали своё творчество, учились соблюдать традиции своего народа. Узнали о поверье пасхального благовеста.
Директор школы Мелешкина О.В. вручила грамоты участникам мастер-классов, родителям школьников 1 класса, участникам ансамбля «Пизелне» («Рябинка»), которые в этом году защитили звание Народный.
В заключении проведен круглый стол, на котором была дана высокая оценка деятельности педагогического коллектива. Шустова Любовь Порфирьевна сказала «На мой взгляд, вы очень глубоко и прочно попали в тему и сегодня мы увидели частичку результата, который выполнили, она частичка, но огромна».
У современного подрастающего поколения реальный мир ассоциируется с миром компьютерных игр, фантастических фильмов. Они мало читают и практически не интересуются историей своей страны и такое слово как Родина, родной край вызывает у большинства подмену значения.
Именно поэтому необходимо больше уделять внимания вопросам патриотического воспитания, формировать чувство гордости, ответственности за свою страну, за людей которые в ней живут.
|